«Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой» А. Гумбольдт

среда, 20 февраля 2013 г.

Инфраструктурный комплекс России


Инфраструктурный комплекс России
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания.
Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь.
Основные виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубопроводный — образуют транспортную систему страны. Виды транспорта соединяются с помощью транспортных узлов, то есть пунктов, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Единая транспортная система России — это около 160 тыс. км железнодорожных путей, 680 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 тыс. км внутренних водных путей и более 210 тыс. км трубопроводов. В этой отрасли занято более 4,5 млн человек.

Ведущее место по грузообороту (то есть произведению массы груза на расстояние перевозки, тонно-километры) принадлежит железнодорожному и трубопроводному транспорту, которые транспортируют большие объемы грузов на дальние расстояния. По объему перевозимых грузов (т) выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растет удельный вес автомобильного транспорта. В пассажирообороте (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки, пассажиро-километры) его удельный вес приближается к 60 %, а в объеме перевозок пассажиров он преобладает (около 97 %).
Развитие транспортной системы России различно по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км 2 территории) отличается в 10 раз и более. Так, плотность автомобильных дорог в среднем по России 28 км (на 1000 км 2), но по районам она колеблется от 5 (Дальневосточный) до 172 км (Центрально-Черноземный). Среди субъектов Федерации по плотности автомобильных дорог выделяются Московская, Владимирская, Тульская, Липецкая, Белгородская, Калининградская области, а также Адыгея и Кабардино-Балкария.
Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.
Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны: широтное «восток — запад»; меридиональное центральноевропейское «север —юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ; меридиональное Волго-Кавказское «север — юг» по реке Волге и около нее.
Ведущим транспортом в России является железнодорожный. Это обусловлено прежде всего географическими особенностями нашей страны. Достоинства этого вида транспорта: большая грузоподъемность, невысокая себестоимость перевозок, независимость от погоды. В европейской части страны конфигурация железных дорог напоминает гигантское «колесо», центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей. На восток от «колеса» протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). После распада СССР значительные участки крупнейших широтных магистралей—Транссибирской, Среднесибирской и Южносибирской — оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии обеспечить надежную транспортную связь между западными и восточными районами страны.
Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок один из самых дорогих. В то же время он обладает большой маневренностью и скоростью движения, дает возможность доставлять грузы непосредственно потребителям. Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Однако 1/10дорогу нас грунтовые, а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. Крупнейшие автодороги (12) расходятся лучами от Москвы. В восточных районах их плотность резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток.
Морской транспорт — один из самых дешевых благодаря огромной грузоподъемности судов, относительно прямолинейным трассам движения. Но требуются значительные затраты на строительство судов и портов. Кроме того, морской транспорт сильно зависит от природных условий. В России 39 портов, но только И относительно крупных. 60 % портов мелководны и не могут принимать большие суда. Собственные морские порты обеспечивают потребности страны лишь наполовину. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна (Восточный, Ванино, Владивосток, Находка). Здесь сосредоточено около 25% российского флота. Балтийский бассейн (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград) имеет очень выгодное географическое положение, но портов здесь мало, невелика их суммарная мощность. Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск) в основном идет экспорт нефти. По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера.
Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки (главным образом на Севере). По рекам выгодно перевозить грузы, не требующие быстрой доставки (лес, нефть, зерно). Основной судоходный бассейн — Волго-Камский. Это стержень единой глубоководной системы европейской части России. Наиболее крупные порты бассейна — три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. На втором месте по объему выполняемой работы Западно-Сибирский бассейн (Обь с притоками). Крупные порты есть также в Новосибирске, Омске, Томске, Тобольске, Тюмени, Сургуте, Уренгое, Лабытнанге. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн Европейского Севера (Северная Двина, Сухона, Вычегда). Воздушный транспорт дает большой временной выигрыш на средних и больших расстояниях. В слабоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока это единственное средство сообщения. Наиболее массовые пассажиропотоки направляются из Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому, Западному. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30 % всех отправлений пассажиров воздушным транспортом в России. Крупные авиатранспортные узлы — Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Минеральные Воды, Сочи, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.
Важнейшие виды связи в России — почтовая и телефонная. Сеть почтовой связи достаточно развита (свыше 50 тыс. предприятий, в том числе 2/3 в сельской местности). По обеспеченности населения услугами телефонной связи Россия существенно уступает развитым странам. Быстро развивается сеть мобильной сотовой связи, что позволит смягчить остроту проблемы. Перспективно развитие спутниковой связи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий