Инфраструктурный
комплекс России
Инфраструктурный
комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он
подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания.
Коммуникационная
система включает в себя транспорт и связь.
Основные
виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный и
трубопроводный — образуют транспортную систему страны. Виды транспорта
соединяются с помощью транспортных узлов, то есть пунктов, в которых сходятся
несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Единая
транспортная система России — это около 160 тыс. км железнодорожных путей, 680
тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 тыс. км внутренних водных
путей и более 210 тыс. км трубопроводов. В этой отрасли занято более 4,5 млн
человек.
Ведущее
место по грузообороту (то есть произведению массы груза на расстояние
перевозки, тонно-километры) принадлежит железнодорожному и трубопроводному
транспорту, которые транспортируют большие объемы грузов на дальние расстояния.
По объему перевозимых грузов (т) выделяются железнодорожный, трубопроводный, а
также автомобильный транспорт. Быстро растет удельный вес автомобильного
транспорта. В пассажирообороте (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние
перевозки, пассажиро-километры) его удельный вес приближается к 60 %, а в
объеме перевозок пассажиров он преобладает (около 97 %).
Развитие
транспортной системы России различно по районам. Обеспеченность путями
сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км 2
территории) отличается в 10 раз и более. Так, плотность автомобильных дорог в
среднем по России 28 км (на 1000 км 2), но по районам она колеблется от 5
(Дальневосточный) до 172 км (Центрально-Черноземный). Среди субъектов Федерации
по плотности автомобильных дорог выделяются Московская, Владимирская, Тульская,
Липецкая, Белгородская, Калининградская области, а также Адыгея и
Кабардино-Балкария.
Развита
транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и
Поволжском районах.
Можно
выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:
широтное «восток — запад»; меридиональное центральноевропейское «север —юг» с
выходом на Украину, Молдову, Кавказ; меридиональное Волго-Кавказское «север —
юг» по реке Волге и около нее.
Ведущим
транспортом в России является железнодорожный. Это обусловлено прежде всего
географическими особенностями нашей страны. Достоинства этого вида транспорта:
большая грузоподъемность, невысокая себестоимость перевозок, независимость от
погоды. В европейской части страны конфигурация железных дорог напоминает
гигантское «колесо», центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны
отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей. На восток от «колеса» протянулись
широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). После распада
СССР значительные участки крупнейших широтных магистралей—Транссибирской,
Среднесибирской и Южносибирской — оказались за пределами России. Единственный
собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии
обеспечить надежную транспортную связь между западными и восточными районами
страны.
Автомобильный
транспорт по себестоимости перевозок один из самых дорогих. В то же время он
обладает большой маневренностью и скоростью движения, дает возможность
доставлять грузы непосредственно потребителям. Эффективность работы
автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог.
Однако 1/10дорогу нас грунтовые, а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества.
Крупнейшие автодороги (12) расходятся лучами от Москвы. В восточных районах их
плотность резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с
запада на восток.
Морской
транспорт — один из самых дешевых благодаря огромной грузоподъемности судов,
относительно прямолинейным трассам движения. Но требуются значительные затраты
на строительство судов и портов. Кроме того, морской транспорт сильно зависит
от природных условий. В России 39 портов, но только И относительно крупных. 60
% портов мелководны и не могут принимать большие суда. Собственные морские
порты обеспечивают потребности страны лишь наполовину. Первое место в
грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна (Восточный, Ванино,
Владивосток, Находка). Здесь сосредоточено около 25% российского флота.
Балтийский бассейн (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград) имеет очень выгодное
географическое положение, но портов здесь мало, невелика их суммарная мощность.
Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск) в основном идет экспорт
нефти. По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий
огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера.
Речной
транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки
(главным образом на Севере). По рекам выгодно перевозить грузы, не требующие
быстрой доставки (лес, нефть, зерно). Основной судоходный бассейн —
Волго-Камский. Это стержень единой глубоководной системы европейской части
России. Наиболее крупные порты бассейна — три московских (Южный, Западный и
Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.
На втором месте по объему выполняемой работы Западно-Сибирский бассейн (Обь с
притоками). Крупные порты есть также в Новосибирске, Омске, Томске, Тобольске,
Тюмени, Сургуте, Уренгое, Лабытнанге. Третьим по важности является
воднотранспортный бассейн Европейского Севера (Северная Двина, Сухона,
Вычегда). Воздушный транспорт дает большой временной выигрыш на средних и
больших расстояниях. В слабоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока это
единственное средство сообщения. Наиболее массовые пассажиропотоки направляются
из Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному,
Центральноазиатскому, Западному. На четыре московских аэропорта (Шереметьево,
Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30 % всех отправлений пассажиров
воздушным транспортом в России. Крупные авиатранспортные узлы —
Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Минеральные Воды, Сочи,
Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск,
Владивосток.
Важнейшие виды связи в России —
почтовая и телефонная. Сеть почтовой связи достаточно развита (свыше 50 тыс.
предприятий, в том числе 2/3 в сельской местности). По обеспеченности населения
услугами телефонной связи Россия существенно уступает развитым странам. Быстро
развивается сеть мобильной сотовой связи, что позволит смягчить остроту
проблемы. Перспективно развитие спутниковой связи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий