«Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой» А. Гумбольдт

вторник, 2 апреля 2013 г.

Калининградская область



Состав и физико-географическая характеристика
Калининградская обл. занимает всего 15,1 тыс. км2 (менее 0,1% площади России), расположена на крайнем западе страны, на по­бережье Балтийского моря, и является анклавом России, отделен­ным от ее основного массива Белоруссией и Литвой. Население — 954 773 чел. (2013). Плотность населения - 63,13 чел/км². Удельный вес городского населения - 77,5 % (2013).
Область омывается незамерзающим Балтийским морем и име­ет сухопутные границы с Литвой и Польшей. Через Литву про­ходят транзитные пути в другие районы России, прежде всего Центральный, протяженность которых около 550 км по желез­ной или автомобильной дорогам.
Рельеф Калининградской обл. представляет собой слабо­всхолмленную равнину, плавно опускающуюся от Балтийской гряды на востоке до песчаных балтийских пляжей на западе, на­зываемых также Янтарным берегом.
Климат переходный — от умеренно континентального к мор­скому, с мягкой зимой и теплым влажным летом, благоприятный для жизни населения и всех видов хозяйственной деятельности, в том числе сельского хозяйства.

Экономико-географическое положение
ЭГП Калининградской обл. исключительно выгодно России, по­скольку она является своеобразным мостом между нашей стра­ной и странами Восточной и Западной Европы, оставаясь в то же время частью Российской Федерации в центре Европейского континента. Область максимально приближена к рынкам Евро­пейского сообщества, стран Балтии и Польши и обладает потенци­альными возможностями налаживания выгодных внешнеэконо­мических связей, располагая для этого сетью железных и авто­мобильных дорог, напрямую выходящих к крупным европейским торгово-промышленным центрам. Следует отметить, что транс­портные выгоды на западе оборачиваются для области суще­ственными потерями на востоке, где она вынуждена оплачивать валютой (Литве и Белоруссии) транзитные связи с другимироссийскими регионами. Из Литвы Калининградская обл. по­лучает электроэнергию (с Игналинской АЭС), нефтепродукты (с Мажейкяйского НПЗ) и значительную часть продовольствия (продукты питания и товары народного потребления поступают также из Польши и других европейских стран), что делает ее эко­номику зависимой от внешних поставок.
Несмотря на перечисленные издержки, Калининградская обл. имеет для России стратегическое значение перспективного фор­мирующегося, в том числе на базе свободной экономической зо­ны «Янтарь», полигона передовых высоких технологий во всех отраслях хозяйственной специализации, в первую очередь в про­мышленности, транспорте и сельском хозяйстве, для развития которых здесь есть все необходимые условия. Кроме того, здесь есть ценные рекреационные ресурсы Балтийского побережья, дальнейшее освоение которых может быть экономически высо­коэффективным.
Область входит в состав международного Балтийского регио­на, объединяющего прибалтийские страны, что обеспечивает ей преимущества при интеграции в экономические и политические структуры этих стран, но одновременно налагает ответственность за экологическую чистоту Балтийского моря и побережья, за рациональное использование имеющихся природных ресурсов и за обеспечение нормальных социальных условий жизни насе­ления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий