Добрый день, ребята! Тема урока: «Земельные и водные
ресурсы мира», тему урока запишите в тетрадь.
1)
Внимательно просмотрите видеоурок:
«Основные виды ресурсов», прейдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=5in8dKfTMj
Земельные ресурсы мира
2)
Земельные
ресурсы — величайшее богатство человечества. Земля имеет
универсальное значение и необходима для многих видов человеческой деятельности.
По сравнению с другими природными ресурсами земля обладает важными
особенностями. Во-первых, она не
может перемещаться и заменяться другими ресурсами. Во-вторых, каждый её отдельный участок эффективно используется лишь
для одной цели — под пашню, кормовые угодья, строительство и т. д. В-третьих, земельные ресурсы
исчерпаемы, так как их площадь ограничена размерами земной суши. Земельные
ресурсы характеризуются интенсивным использованием в различных видах
человеческой деятельности. В то же время имеются земли, непригодные для
хозяйственных целей. При этом соотношение различных категорий земель постоянно
меняется. Особенно заметно — более чем в 2 раза в течение XX в. — увеличилась
площадь (и доля) пахотных земель. Однако пригодные для хозяйственного (прежде
всего сельскохозяйственного) использования земельные ресурсы нашей планеты
практически на исходе. Неиспользуемыми остаются в основном земли, освоение
которых требует огромных затрат.
3) Запишите в тетрадь следующие понятия:
Пастбище
— земельное угодье, угодье с травянистой растительностью, используемые для
выпаса животных. Различают пастбища природные, или естественные, и сеяные, или
искусственные (культурные).
Пашня — сельскохозяйственное
угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посев
сельскохозяйственных культур и под чистые пары (поля, не занимаемые посевами и
содержащиеся в рыхлом и чистом состоянии).
Сельскохозяйственные угодья
— земельные участки, систематически используемые для получения
сельскохозяйственной продукции. К сельскохозяйственным угодьям относят пашню,
пастбища, многолетние насаждения, залежные земли, сенокосы.
Угодье —
участок территории (или акватории), используемый в определённых хозяйственных
целях. Например, угодья земельные, лесные, охотничьи, сельскохозяйственные,
рыбные и т. д.
4)
Проанализируйте
Таблицу 6 «Доля различных категорий земель в общей площади
суши», запишите в тетрадь категорию земель с наибольшей и наименьшей площадью.
5) Проанализируйте Таблицу 7 «Доля земельных угодий в общей площади
территорий регионов мира», запишите в тетрадь регионы с наибольшей и наименьшей
долей земельных угодий.
Водные ресурсы мира
Вода
— самое распространённое вещество на Земле и самое необходимое для поддержания
органической жизни. Значение водных ресурсов в жизнедеятельности человека
невозможно переоценить. Основными водопотребителями сейчас являются аграрный
сектор экономики, коммунальное и рекреационное хозяйство, гидроэнергетика и
другие отрасли промышленности, водный транспорт. Источниками водоснабжения в
той или иной мере служат поверхностные водотоки, озёра, подземные воды, болота,
ледники и Мировой океан. Для земного шара в целом существует один источник
притока воды — атмосферные осадки и один процесс, связанный с её расходом, —
испарение. Цикл испарения под действием солнечного тепла плюс транспирация
(испарение воды растениями), сменяемые конденсацией и атмосферными осадками,
обеспечивают постоянный запас воды и делают её возобновляемым ресурсом.
Характер использования воды в том или ином регионе зависит от местных условий и
норм.
1)
Запишите
в тетрадь следующие понятия:
Водные
ресурсы — пригодные для употребления пресные воды,
содержащиеся в реках, озёрах, ледниках и подземных горизонтах. Водоёмкость — удельные объёмы
водопотребления разных потребителей; зависит от характера, условий и режима
водопользования, применяемых технологий и оборудования. Водообеспеченность — удельное значение естественного среднегодового
стока на единицу площади или в расчёте на одного человека.
Гидроэнергоресурсы
—
запасы энергии текущей воды речных потоков и водоёмов, расположенных выше
уровня моря (а также энергии морских волн, приливов, течений).
2)
Рассмотрите
таблицу 10 «Первые страны по размерам ресурсов
пресных вод», запишите их в тетрадь.
3) Проанализируйте Таблицу 11
«Страны с наибольшей и наименьшей обеспеченностью ресурсами пресных вод»,
запишите в тетрадь первые пять с той и другой категории.
Домашнее
задание: п. 5, 6 – учить! Ответить на вопросы устно с 1-10 после 5 параграфа и
с 1-8 вопросы после 6 параграфа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий