воскресенье, 10 января 2021 г.

Дистанционное обучение для 10 М класса на 11.01.21!

Добрый день, ребята! Тема урока: «Возрастно-половой состав и занятость населения», тему урока запишите в тетрадь.

Прочтите! Распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам в целях изучения демографических и социально-экономических процессов составляет возрастную структуру населения. Возрастная структура является важнейшей характеристикой населения. Она оказывает влияние на воспроизводственный процесс, определяет многие параметры общего развития. Каждый возрастной слой населения отличается стереотипами поведения, пристрастиями, мировоззрением и другими особыми свойствами. Время, «превращённое» человеком в возраст, во многом обусловливает набор социальных функций в обществе. Связи и отношения различных возрастных групп играют важную системообразующую роль. Современное человечество — молодое. Более половины землян имеют возраст менее 25 лет. Дети и молодёжь доминируют в развивающихся странах. В Европе каждый пятый житель старше 60 лет, а к 2030 г. 60-летним будет каждый третий. Такая же структура населения в других развитых регионах. Хотя молодёжь везде является предпочтительной частью генерации, увеличение доли пожилых людей — это также успех общества, свидетельствующий об увеличении средней продолжительности жизни. Только за вторую половину ХХ в. средняя продолжительность жизни на Земле увеличилась на 20 лет. Разделение людей по полу следует понимать, как капитальное событие в развитии не только физической природы человека, но и его духовного и социального мира. Оно создало возможность для сохранения родового типа людей, возникновения глубоких человеческих отношений и других норм существования. Пол оказывает огромное влияние на всю человеческую жизнь. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не только обладать теми или иными анатомическими особенностями, но и выполнять предписанные социальные роли. Поло ролевое поведение определяет весь спектр отношений человека с другими людьми: родителями, учителями, одноклассниками, друзьями, коллегами, случайными прохожими и т. д. Поэтому не биологический пол, но социокультурные нормы определяют в конечном счёте психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин, самоидентификацию личности.

1)    Внимательно посмотрите видеоурок «Расовый и половозрастной состав населения», перейдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Y19gGE-FXWs

2)    Запишите в тетрадь:

Возрастно-половая пирамида — графическое представление возрастной и половой структуры населения.

Напоминаю! По вертикальной оси откладывают возраст, слева —плотность распределения по возрасту мужского населения, справа — женского (в одинаковом масштабе). По горизонтальной оси — численность мужского и женского населения.

Записать в тетрадь виде схемы: Выделяются три основных типа возрастной структуры населения: прогрессивный, с большой долей детей в общей численности населения, которому соответствуют высокие показатели естественного прироста; стационарный, с почти уравновешенной долей детских и старших возрастных групп (в населении с такой структурой естественный прирост невелик или находится на стационарном, т. е. неизменном, уровне); регрессивный, со сравнительно большой долей пожилых людей, которой соответствует суженное воспроизводство населения.

Занятое население — граждане, работающие по найму в течение полного или неполного рабочего дня (недели), а также самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая военнослужащих.

Качество населения — комплексное понятие, учитывающее экономические, социальные, культурные и другие сведения о людях, проживающих в тех или иных странах. От качества населения зависит уровень эффективности жизнедеятельности любого общества. Качество населения и его жизни рассматривается как ресурс и гарант устойчивого развития всего мирового сообщества.

Экономически активное население (рабочая сила) —занятое (работающее), а также ищущее работу и желающее работать население.

Задание: Проанализируйте таблицы 23-28, какие факторы влияют на половозрастную структуру населения? Запишите в тетрадь.




Практическая работа №9.

Тема: Анализ половозрастных пирамид двух стран с разным уровнем социально-экономического развития (развитой и развивающейся).

Ход работы:

Задание: Проанализируйте половозрастные пирамиды Германии и Нигерии сделайте вывод о половозрастной структуре населения этих стран.

План:

1) Определите и сравните рождаемость мальчиков и девочек.

2) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 20-25 годам.

3) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 40 годам.

4) Определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 65 годам.

5) Как изменялась рождаемость за последние 10 лет?

Вывод: Каково главное различие возрастной структуры населения развитых и развивающихся стран? Что представляют собой возрастно-половые пирамиды этих государств?



Домашнее задание: п. 18- учить! Практическую работу сдать 18.01.21










Комментариев нет:

Отправить комментарий