Добрый день, ребята! Тема
урока: «Ресурсы Мирового океана. Другие
виды ресурсов», тему урока запишите в тетрадь.
Мировой океан — огромная
кладовая природных богатств. В широком понимании ресурсы Мирового океана — это
природные организмы и вещества, элементы и виды энергии, которые служат
средствами существования человеческого общества, добываются непосредственно из
вод, прибрежной суши, со дна и недр океанов и морей и применяются для промышленной
переработки, выработки электроэнергии и других целей. Широко используются
естественные транспортные пути Мирового океана, торговое мореплавание по
которым осуществляют почти все страны.
1)
Внимательно
просмотрите видеоурок «Ресурсы Мирового океана, космические и
рекреационные ресурсы», перейдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=tMa5IrfWphI
2) Запишите в тетрадь следующие понятия:
Аквакультура —
рациональное использование водных ресурсов (за исключением морских) с целью
повышения их пищевой продуктивности, разведения и выращивания водных организмов
и разумного пользования растительными и животными продуктами пресноводной
среды.
Аквакультура,
приуроченная к морским акваториям, называется марикультурой. Марикультура
—
разведение организмов в морской или солоноватой воде.
Биологические ресурсы Мирового океана — животные и
растения, обитающие в его водах.
Напоминаю! Ведущее
место среди них занимает нектон (активно плавающие в толще воды животные) и бентос
(донные растения и животные). Планктон (мелкие организмы, свободно дрейфу-
ющие
в толще воды) является непосредственной пищей для большинства морских животных.
Минеральные ресурсы Мирового океана
делятся на гидрохимические и геологические.
Геологические ресурсы
— это ресурсы минерального сырья и топлива, содержащиеся в литосфере, т. е. связанные
с океаническим дном. Напоминаю! Главную роль среди них играют
ресурсы континентального шельфа, занимающего около 9% общей площади Мирового
океана. Наиболее известные и ценные минеральные ресурсы Мирового океана — нефть
и природный газ.
Гидрохимические ресурсы
— это элементы солевого состава океанских и морских вод, которые можно использовать
для хозяйственных нужд.
Энергетические ресурсы
Мирового океана — энергия, заключённая в его водах:
приливная энергия, энергия волн, термическая энергия.
Напоминаю! Воды Мирового
океана обладают огромными запасами дейтерия — топлива для будущих термоядерных
электростанций.
Современное
общество извлекает нужную ему энергию из угля, нефти и газа —
сконцентрированного ископаемого топлива, которое невосстановимо. Это значит,
что цивилизация начинает разрушать основной капитал природы, вторгаясь в
великие сырьевые регионы. О. Шпенглер заметил по этому поводу: «Природа
исчерпывается, земной шар приносится в жертву фаустовскому мышлению энергией».
(Подсчитано,
что 35% вооружённых конфликтов в мире, которые произошли в 90-е г. XX в., были
вызваны борьбой за ресурсы.)
Становится
очевидной необходимость перехода от сконцентрированной энергии к
рассредоточенной, от не возобновляемой к возобновляемой, от немногих источников
ко многим и разным.
3)
Запишите
в тетрадь следующие понятия:
Агроклиматические ресурсы
— свойства климата, которые можно использовать в хозяйственной деятельности
человека. Особенно большое влияние оказывают на сельское хозяйство.
Альтернативные ресурсы
— встречающиеся в природе возобновляемые вещества и процессы, которые заменяют
традиционные энергоресурсы и позволяют человеку получить необходимую для
существования энергию.
Напоминаю! К
ним относятся электромагнитное излучение солнца,
кинетическая
энергия ветра, движение воды в реках, морях и океанах, энергия волн, течений и
приливов морей и океанов, тепловая энергия морских вод и горячих источников
планеты, химическая энергия возобновляемого топлива, тепло, выделяемое при
ядерном распаде.
Нетрадиционная
(альтернативная) энергетика —
совокупность
перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые
распространены не так широко, как традиционные, но представляют интерес из-за
экологической и другой выгодности их использования.
Рекреационные ресурсы — комплекс природных и культурных ресурсов, обеспечивающих отдых людей как средство поддержания и восстановления их трудоспособности и здоровья.
Задание: Написать эссе «Роль воды в моей жизни», эссе пишем в тетради по географии, объём работы не менее одного листа. Фото делаем вертикальные, чёткие. Одинаковые работы будут оцениваться оценкой «2».
Домашнее задание: п.
8, 9, 10 – учить! Повторить п. 1-7! Подготовиться к контрольной работе по теме:
«Человек и ресурсы Земли». Эссе по географии отправлять в личные сообщения
вконтакте до 11.11.20.
Комментариев нет:
Отправить комментарий