«Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой» А. Гумбольдт

среда, 20 февраля 2013 г.

Крупные природные районы России


Практическая работа № 1.
Тема: Восточно-Европейская равнина.
Содержание: Географическое положение, особенности природы, природные ресурсы Русской равнины.
Цель работы: Формирование умений и навыков при нанесении географических объектов на контурную карту; углубить знание об особенностях природы и природных ресурсов Восточно-Европейской равнины.
Оборудование: Атлас, контурная карта, учебник, рабочая тетрадь.
Место и время проведения: Практическая работа проводится в конце урока на 15-20 минут
Задания для учащихся:
1. На контурной карте напишите названия всех географических объектов, указанных в тексте учебника параграф 27.
2. Письменно в тетради ответьте на следующие вопросы, используя карты атласа и параграфы учебника 27, 28, 29.
а) Какие низменности и возвышенности находятся на Русской равнине.
б) Дайте характеристику климата Восточно-Европейской равнины.
в) Какими природными ресурсами богата Русская равнина, перечислите их?
3. Устно. Сформулируйте общие черты географического положения Русской равнины?
4. При помощи карт атласа выберите месторождения горючих полезных ископаемых на Русской равнине и нанесите их на контурную карту.


Инструкция для выполнения практической работы:
1. На контурную карту географические объекты и полезные ископаемые наносить простым карандашом, подписывать печатными буквами.
2. Письменно на вопросы отвечать четко, кратко.
3. При выполнении практической работы внимательно работать с учебником и картами атласа.

Нормы и критерии оценки практической работы:
1. Правильное выполнение всех четырех заданий оценка «5».
2. Правильное выполнение 1, 2, 4 заданий оценка «4».
3. Если выполняются два задания, ставится оценка «3».

Практическая работа №2.
 Тема: Северный Кавказ
Содержание: Особенности природы, природные комплексы Северного Кавказа.
Цель работы: Формирование представлений об особенностях природы с углублением и расширением знаний о климате высокогорий; познакомить с разнообразием ПК Северного Кавказа.
Оборудование: Карты атласа, учебник, хрестоматия, таблица.
Место и время проведения: Практическая работа проводится в классе в конце урока на 10-15 минут, заканчивается дома.
Задание для учащихся:
1. На основе текста учебника параграфа 30 и карт атласа определите особенности климата высокогорий Северного Кавказа. Результаты зафиксируйте в таблице:
Районы Кавказа
Особенности климата высокогорий
1.     Западный Кавказ
2.     Центральный Кавказ
3.     Восточный Кавказ
1.
2.
3.
2. Проанализируйте рис. 66 параграфа 30 «Высотная поясность Большого Кавказа». Письменно ответьте на вопросы:
а) какие высотные пояса представлены на склонах гор Большого Кавказа?
б) С чем связан такой набор высотных поясов?
Сделайте вывод.
3. Составьте сравнительную характеристику ПТК Северного Кавказа: равниной Кубани и высокогорного Дагестана, в виде схемы.
Инструкция для выполнения практической работы:
1. При заполнении таблицы внимательно изучить параграф 30 и проанализировать климатическую карту Северного Кавказа.
2. Анализируя рис. 66 «Высотная поясность Большого Кавказа» и сделать вывод по этому рисунку вам поможет параграф 26 учебника.
3. Выполняя задание №3 практической работы, в схеме нужно указать черты сходства и различия, и их причины.

Нормы и критерии оценки практической работы:
 При выполнении всех 3х заданий учащийся получает 25 баллов и + 5 баллов за аккуратность выполнения.
30-25 баллов – «5»
25-20 баллов – «4»
Практическая работа №3.
Тема: Урал.
Содержание: Природные ресурсы, своеобразие природы, природные уникумы и экологические проблемы Урала.
Цель работы: Формирование знаний у учащихся о своеобразии природы и природных ресурсов Урала; познакомить с природными уникумами Урала; углубить знание об экологических проблемах Урала, сформировать умение выделять пути решения этих проблем.
Оборудование: учебник, энциклопедия, атлас, таблица.
Место и время проведения: Практическая работа выполняется в классе в течение всего урока.
Задание для учащихся:
1.     Какая закономерность прослеживается в размещении полезных ископаемых Урала? Оформите ответ в виде таблицы и сделайте вывод.
Полезные ископаемые
Предуралье и западные склоны
Зауралье и восточные склоны
Каменный уголь
Железные руды
Медные руды
Калийные соли
Поваренные соли
Асбест


2.     По каким признакам на Урале выделяют 6 физико-географических областей? Используя карты атласа, проведите сравнительный анализ этих областей по высоте, климату, природным зонам и освоенности территорий (письменно в тетради).
3.     Какие природные уникумы Урала вам более интересны и почему? (устно)
4.     Почему экологические проблемы на Урале стоят чрезвычайно остро? Назовите самые важные из них. Какие пути решения экологических проблем Урала возможны на сегодняшний день? (письменно в тетради)
5.     Творческое задание! Составьте кроссворд «Месторождение полезных ископаемых Урала».
Инструкция для выполнения практической работы:
1.     При выполнении практической работы вы должны очень внимательно изучить карты атласа и параграфы 32,33,34 учебника.
2.     При составлении кроссворда, использовать более крупные и значимые месторождения для России и мира (не менее 10).
Нормы и критерии оценки практической работы: Практическая работа оценивается по бальной системе: 1 задание – 10б., 2ое – 10б., 3е – 5б, 4ое -10б. и 5ое – 5баллов, всего должно быть 40 баллов.40 баллов – «5»; 35-30 баллов – «4»; 25-20 баллов – «3».
Практическая работа №4.
Тема: Западно-Сибирская равнина.
Содержание: Особенности природы, природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.
Цель работы: Сформировать знания об особенностях природы и природных ресурсах равнины, закрепить умения, работая с картами атласа.
Оборудование: карты атласа, учебник, контурная карта.
Место и время проведения: Практическая работа проводится в классе, на уроке  в течение 20-25 минут.
Задание для учащихся:
1.По картам атласа определите протяжённость Западной Сибири с севера на юг по меридиану 800 в.д. и с запада на восток по параллели 600  в градусной мере и в километрах (устно).
2.Охарактеризуйте особенности климата региона и на контурной карте подпишите названия климатических поясов, в пределах которых расположена Западная Сибирь.
3.Дайте краткую характеристику каждому виду природных ресурсов в виде схемы.
4.Проверьте свои знания:
         Что такое?
1. Таз; 2. Чаны; 3. Пур; 4. Уренгой; 5. Кулундинская; 6. Тобол;   7. Барабинская; 8. Сибирские Увалы; 9. Ямал; 10. Малая Сосьва.
 А. Озеро; Б. Река; В. Низменность, равнина; Г.Месторождение;  Д. Заповедник; Е. полуостров; Ж.возвышенность.
Инструкция для выполнения практической работы:
При выполнении практической работы используйте параграфы 35, 36, учебника, карты атласа, контурные карты.
Нормы и критерии оценки практической работы:
1.     При правильном выполнении всех 4х заданий оценка «5».
2.     При правильном выполнении 3х заданий – «4»; 2х заданий – «3».



Практическая работа №5.
Тема: Восточная Сибирь.
Содержание: Особенности природы, природные районы, природные ресурсы Восточной Сибири.
Цель работы: Углубить знания у учащихся об особенностях природы, о природном районировании Восточной Сибири; сформировать умение характеризовать типичные ПТК; наносить на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых.
Оборудование: карты атласа, учебник, контурные карты.
Место и время проведения: Практическая работа проводится в течение урока или задаётся на дом.
Задание для учащихся:
1.     Составьте логически опорный конспект «Главные особенности природы Восточной Сибири».
2.     На контурной карте обозначьте границу многолетней мерзлоты, подпишите основные названия форм рельефа и месторождения полезных ископаемых.
3.     Какие природные районы выделяют в Восточной Сибири. Объясните почему (устно).
4.     Заполните таблицу «Природные ресурсы Восточной Сибири»
Вид природных ресурсов
Основные районы распространения
Возможность их освоения



5.     Творческое задание! Составьте туристический маршрут по Южной Сибири с посещением уникальных природных объектов. Подготовьте рассказ об одном из них.
Инструкция для выполнения практической работы:
1.     Для выполнения практической работы необходимо использовать параграфы37,38,39,40 учебника.
2.     На контурную карту названия географических объектов подписывать аккуратно, печатными буквами, простым карандашом.
3.     При составлении туристического маршрута рассмотреть не менее 5 уникальных природных объектов.
Нормы и критерии оценки практической работы:
Данная практическая работа оценивается по бальной системе. За1ое задание - 10 б.,2ое -10б.,3е – 5б.,4ое – 10 б., 5ое – 10б., всего должно быть 45 баллов.
45-40 – «5»; 40 – 35 – «4»; 35-25 – «3».
Практическая работа№6.
Тема: Дальний Восток.
Содержание: Географическое положение, особенн6ости муссонного климата, природные комплексы, природные ресурсы.
Цель работы: Сформировать у учащихся знания и умения о специфике природы Дальнего Востока, раскрыть причины уникальности края.
Оборудование: карты атласа, учебник, контурные  карты.
Место и время проведения: Практическая работа задаётся на дом
Задание для учащихся:
1. Используя карты атласа и текст учебника, определите отличительные черты географического положения Дальнего Востока.
 2. Нанесите на контурную карту основные объекты, отражающие ФГП природного района: острова, полуострова, моря, проливы, пограничные государства и природные районы.
 3. На территории юга Дальнего Востока господствует муссонный климат. Начертите схему, раскройте причины его формирования.
4. Почему Дальний Восток исключительно богат разнообразными по происхождению полезными ископаемыми?
5. По карте «Растительности России» проследите, как изменяется видовой состав растительности Дальнего Востока при движении с севера на юг. Объясните причины (устно).
Инструкция для выполнения практической работы:
1.     При выполнении практической работы воспользуйтесь параграфами 41-43 учебника, картами атласа.
2.     Выполняя задание №4 нужно вспомнить тектоническое строение России.
Нормы и критерии оценки практической работы:
При правильном выполнении всех пяти заданий учащиеся получают оценку «5», при правильном выполнении четырёх – «4»,три задания – «3».

Комментариев нет:

Отправить комментарий